Особенности оснований привлечения главного бухгалтера к субсидиарной ответственности
Многие, работая в организациях, даже не подозревают о том, что могут в случае банкротства работодателя столкнуться с процедурой привлечения к субсидиарной ответственности. Конечно, речь идет не о простых рабочих или менеджменте среднего звена.
Участвуя в различных спорах, я вижу, что конкурсные управляющие или кредиторы, не слишком задумываются, определяя круг ответчиков, которых они просят привлечь к субсидиарной ответственности. Все чаще я сталкиваюсь с делами, когда, совершенно не затрудняясь доказыванием статуса контролирующего должника лица у работника высшего управленческого звена должника, заявители, по известной только им логике, указывают ответчиками руководителей отделов, которые являются просто работниками.
Главный бухгалтер здесь не исключение. Работает человек годами и не предполагает, что в случае банкротства работодателя над ним нависает угроза длительного процесса по привлечению к субсидиарной ответственности. А данный процесс чреват и применением мер по обеспечению заявления, и переживаниями о потенциальной возможности взыскания значительных сумм, и риском судебной ошибки (не надо думать, что суды не допускают ошибок), и финансовыми затратами.
Но стоит ли паниковать или впадать в уныние, когда Вам пришло заявление о привлечении к субсидиарной ответственности. Думаю, что если у вас нет скелетов в шкафу, то просто стоит набраться терпения, сжать зубы, найти того, кто сможет оказать Вам достойную и квалифицированную юридическую помощь.
Как правило, споры о привлечении к субсидиарной ответственности, в которых участвует много ответчиков не рассматриваются за два или три судебных заседания. Отсюда следует, что даже если Вы тысячу раз правы, еще до предъявления заявления лучше не держать деньги на своих счетах, так как на год или два они могут быть просто заморожены в случае принятия мер обеспечения.
Мои советы родились не на пустом месте, а являются следствием опыта. Накопленного при длительном рассмотрении споров по субсидиарной ответственности.
А теперь перейдем непосредственно к обсуждению темы особенностей субсидиарной ответственности главного бухгалтера.
Поставим и ответим на следующие вопросы.
- В каких случаях главный бухгалтер организации может быть привлечен к субсидиарной ответственности: общие и специальные основания ответственности.
- Является ли главный бухгалтер в силу должности контролирующим должника лицом (мы не затрагиваем специфику кредитных организаций и банков).
Общие основания субсидиарной ответственности главного бухгалтера
По общему правилу к субсидиарной ответственности могут быть привлечены только контролирующие должника лица. Просто работники, даже занимающие управленческие должности высшего звена организации-должника не могут быть привлечены к субсидиарной ответственности. Они являются работниками и к ним применимы нормы трудового права о материальной ответственности работника с соответствующим гарантиями ТК РФ.
Работники не отвечают перед кредиторами за долги организации-должника, если не доказано, что они являются контролирующими лицами. Общее правило заключается в имущественной обособленности юридического лица. И лишь в исключительных случаях, которые определены в Законе о банкротстве (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») щит корпоративной формы может быть поднят и к ответственности по долгам организации могут быть привлечены те, кто управлял ей и недобросовестно использовал ограниченную ответственность.
Самым первым шагом в определении того, есть ли основания для привлечения лица к субсидиарной ответственности является установление того, подпадает ли оно под определение контролирующего лица (КДЛ).
Если лицо не КДЛ, то все, нет никаких оснований для привлечения его к субсидиарке по общему правилу.
Если лицо все же является контролирующим, то второй шаг заключается в выявлении того, совершал ли он те противоправные действия во вред кредиторам или бездействовал, в случаях, которые установлены Законом о банкротстве.
Лицо может быть трижды контролирующим, но если он не совершил тех действий (бездействия), с которыми закон связывает наступление субсидиарной ответственности, то в таком случае также нет оснований удовлетворять заявление конкурсного управляющего или кредитора.
Это касается и главного бухгалтера. Если не представлено доказательство его статуса КДЛ, то отсутствуют общие основания для привлечение его к субсидиарной ответственности. Но даже, если доказано, что главный бухгалтер был контролирующим должника лицом, но он не совершал действий, определенных в законе о банкротстве, то здесь также будут отсутствовать общие основания субсидиарной ответственности.
Но каковы же признаки КДЛ?
Признаки контролирующего должника лица
В п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" (далее – ППВС №53) даются следующие разъяснения:
Лицо не может быть признано контролирующим должника только на том основании, что оно состояло в отношениях родства или свойства с членами органов должника, либо ему были переданы полномочия на совершение от имени должника отдельных ординарных сделок, в том числе в рамках обычной хозяйственной деятельности, либо оно замещало должности главного бухгалтера, финансового директора должника (подпункты 1 - 3 пункта 2 статьи 61.10 Закона о банкротстве). Названные лица могут быть признаны контролирующими должника на общих основаниях, в том числе с использованием предусмотренных законодательством о банкротстве презумпций, при этом учитываются преимущества, вытекающие из их положения.
Итак, важный вывод заключается в том, что сама по себе должность главного бухгалтера не свидетельствует о его статусе контролирующего должника лица.
Так, например, директор в силу должности является КДЛ. Участник общества с ограниченной ответственностью с долей в уставном капитале более 50% также в силу своего положения является КДЛ. А вот, что касается, например, главного бухгалтера, его статус КДЛ, если он таковым являлся, следует доказывать путем предоставления положительных доказательств тех обстоятельств, которые говорят о признаках КДЛ.
Какие же это обстоятельства?
В п. 3 того же ППВС № 53 разъясняется:
По общему правилу, необходимым условием отнесения лица к числу контролирующих должника является наличие у него фактической возможности давать должнику обязательные для исполнения указания или иным образом определять его действия (пункт 3 статьи 53.1 ГК РФ, пункт 1 статьи 61.10 Закона о банкротстве).
В силу ст. 65 АПК РФ на заявителе (кредиторе или конкурсном управляющем) лежит обязанность доказательства наличия обстоятельств, свидетельствующих о том, что работник должника (главный бухгалтер) имел фактическую возможность давать должнику обязательные для исполнения указания или иным образом определять его действия.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2020 N 307-ЭС19-18723, само по себе в отсутствие иных условий, как то: ответчик может оказывать существенное влияние на деятельность должника либо является инициатором поведения и (или) потенциальным выгодоприобретателем в результате возникших в связи с этим негативных последствий, не позволяет квалифицировать лицо в качестве контролирующего должника.
Таким образом, для отнесения главного бухгалтера к контролирующим должника лицам необходимо доказать следующее:
ответчик может оказывать существенное влияние на деятельность должника или является инициатором поведения и (или) потенциальным выгодоприобретателем в результате возникших в связи с этим негативных последствий.
Далее в том же определении СКЭС ВС РФ определяются критерии, необходимые для субсидиарной ответственности лиц, которые не являются членами органов управления должника:
При установлении того, повлекло ли поведение ответчиков банкротство должника, необходимо принимать во внимание следующее:
1) наличие у ответчика возможности оказывать существенное влияние на деятельность должника (что, например, исключает из круга потенциальных ответчиков рядовых сотрудников, менеджмент среднего звена, миноритарных акционеров и т.д., при условии, что формальный статус этих лиц соответствует их роли и выполняемым функциям);
2) реализация ответчиком соответствующих полномочий привела (ведет) к негативным для должника и его кредиторов последствиям; масштаб негативных последствий соотносится с масштабами деятельности должника, то есть способен кардинально изменить структуру его имущества в качественно иное - банкротное - состояние (однако не могут быть признаны в качестве оснований для субсидиарной ответственности действия по совершению, хоть и не выгодных, но несущественных по своим размерам и последствиям для должника сделки);
3) ответчик является инициатором такого поведения и (или) потенциальным выгодоприобретателем возникших в связи с этим негативных последствий (далее - критерии; пункты 3, 16, 21, 23 постановления N 53).
Если главный бухгалтер просто работал на соответствующей должности, то, совершенно естественно, что он был работником, а не контролирующим должника лицом.
Да, достаточно редко в судебной практике встречаются споры, в рамках которых доказывается то, что главбух принимал управленческие решения, являлся выгодоприобретателем от совершенных сделок и т.п. Но это скорее исключение, а не правило. В подавляющем большинстве случаев главные бухгалтера не являются КДЛ.
Но если все же главный бухгалтер был контролирующим должника лицом, то в заявлении о привлечении его к субсидиарной ответственности должны быть указаны основания, установленные законом.
Кроме прочего хочу отметить, что некоторые, даже юристы, путают статус заинтересованного по отношению к должнику лица и КДЛ.
Следует помнить, что речь идет о совершенно разных понятиях. В силу ст. 19 Закона о банкротстве главный бухгалтер в том числе, освобожденный от своих обязанностей в течение года до момента возбуждения производства по делу о банкротстве, является заинтересованным по отношению к должнику лицом. Но это вовсе не значит, что главбух в силу закона является КДЛ, а для процедуры привлечения к субсидиарной ответственности именно это является важным обстоятельством.
Действия (бездействие), которые влекут возникновение субсидиарной ответственности
Для того чтобы привлечь кого-либо к субсидиарной ответственности заявитель должен доказать одновременное наличие следующих обстоятельств:
- статус у ответчика лица, контролирующего должника (далее – КДЛ), определение которого дано в ст.61.10 Закона о банкротстве
- наличие одного или нескольких из трех оснований субсидиарной ответственности:
- если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица (ст. 61.11 Закона о банкротстве);
- неподача заявления должника о банкротстве (ст. 61.11 Закона о банкротстве);
- непередача документации должника конкурсному управляющему (ст. 61.11 Закона о банкротстве)
Таким образом, если лицо является просто работником, но не является КДЛ, оно не может быть привлечено к субсидиарной ответственности по долгам должника. И в то же время даже если лицо является КДЛ, но нет ни одного из трех оснований субсидиарной ответственности, то за сам по себе факт контроля над должником оно также не несет ответственности по его долгам.
Поэтому заявитель должен сослаться на одно или несколько из вышеназванных оснований субсидиарной ответственности, а затем и представить доказательства их наличия.
Но кроме общих оснований субсидиарной ответственности относительно главного бухгалтера существует и специальное основание. В данном случае не имеет значения, являлся ли главбух контролирующим лицом или нет. Иначе говоря, при наличии специального основания вовсе нет необходимости устанавливать, был ли бухгалтер КДЛ или нет.
Специальное основание привлечения главного бухгалтера к субсидиарной ответственности
При наличии обстоятельств, указанных в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве», в котором говорится, что лица, не признанные контролирующими должника, на которых возложена обязанность по ведению и хранению соответствующей документации (например, главный бухгалтер), несут солидарно с бывшим руководителем субсидиарную ответственность за доведение до банкротства как соучастники, если будет доказано, что они по указанию бывшего руководителя или совместно с ним совершили действия, приведшие к уничтожению документации, ее сокрытию или к искажению содержащихся в ней сведений.
Таким образом, по данному основанию заявитель должен доказать следующие обстоятельства:
- По указанию бывшего руководителя или совместно с ним главный бухгалтер уничтожил, скрыл или исказил, содержащиеся в документах организации сведения
- Причинная связь между банкротством, невозможностью удовлетворения требований кредиторов вышеназванными действиями.
Отмечу, что в данном случае речь идет не о каких-либо ошибках в бухгалтерском учете, а в сознательном искажении документации организации.
Вышеназванные разъяснения касаются процесса передачи документации должника. Если будет установлено, что главный бухгалтер участвовал в ее сокрытии или уничтожении, либо в создании фальсифицированной документации, которая будет передана конкурсному управляющему и это искажение приведет к негативным последствиям для процедуры банкротства.
Приведу пример.
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.08.2023 по делу № А45-42962/2018 были оставлены без изменения судебные акты нижестоящих судов. В постановлении говорится следующее:
В настоящем деле судами установлено, что ответчиком:
по распоряжению руководителя завода составлена и принята к учёту фиктивная первичная документация по оказанию должнику услуг обществом с ограниченной ответственностью «Элестри-СК», что послужило основанием для внесения в кассу названного общества денежных средств в сумме, превышающей 6,6 млн. руб.;
создан фиктивный документооборот с индивидуальным предпринимателем Железовским И.Г., послуживший основанием для освобождения предпринимателя от обязанности по уплате заводу денежных средств в размере, превышающем 2,8 млн. руб.
Вывод судов о доказанности существенности ущерба, причинённого должнику противоправными действиями контролирующих лиц, в том числе главного бухгалтера завода, соответствует установленным обстоятельствам обособленного спора и согласуется с приведённой в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2019 № 305-ЭС19-13326 правовой позицией о соучастии в доведении до банкротства.
Поэтому специальные основания ответственности необходимо доказывать, приводя положительные доказательства соучастия главного бухгалтера в сокрытии или уничтожению документации, либо в их фальсификации. Конкурсный управляющий или кредитор должны указать в заявлении, какие документы были уничтожены, сокрыты или фальсифицированы, представить доказательства соучастия главного бухгалтера в подобных действиях и наличия причинной связи между невозможностью погашения обязательств должника и этими действиями.
Ознакомиться с одним из примеров защиты главного бухгалтера от субсидиарной ответственности в моей адвокатской практике, в котором как раз были воплощены в нашу позицию вышеприведенные положения, можно, перейдя по нижеследующей ссылке
Уважаемые посетители сайта, если Вас интересуют вопросы субсидиарной ответственности, банкротного оспаривания сделок, оспаривания торгов, а также иные темы, то приглашаю Вас подписаться на мою группу "Защита от субсидиарной ответственности", а также на одноименный канал.